MiStr Администратор
Зарегистрирован: 16.12.2008 Сообщения: 3384
Группы:
|
Добавлено: Ср Мар 24, 2010 20:51 Заголовок сообщения: История ДК Железнодорожников |
|
|
В газете "Железнодорожник Белоруссии" вышла статья про историю гомельского ДК Железнодорожников.
«Архитектура тоже имеет биографию…»
Любой город привлекателен своими архитектурными сооружениями. В них его история, запечатленная в камне. И порой она красноречивее летописей и воспоминаний. Годы, десятилетия, века… Стили, направления, течения… И люди, которые жили и творили в этом удивительном антураже. Известный
итальянский скульптор и зодчий Бернини утверждал: «Наибольшей похвалы заслуживает тот архитектор, который умеет соединить в постройке красоту с удобствами жизни».
Гомельский Дворец культуры и техники железнодорожников имени В. И. Ленина не первый год находится на восстановлении. О том, какие изменения его ожидают, рассказал на пресс-конференции председатель Гомельского облисполкома Александр Якобсон. Пройдет не так уж много времени (а открытие запланировано на конец декабря 2010 года), и обновленное здание распахнет свои двери. Помимо уникального по техническим характеристикам концертного зала на тысячу мест, в нем будет ресторан и многое другое для проведения досуга жителей и гостей города над Сожем. Кстати, во Дворце, как указано в паспорте объекта, официально разместится областная филармония.
Но вот как выглядело это монументальное здание до реконструкции, помнят не многие. А молодежь и вовсе не знает. Заинтересовавшись историей этого архитектурного памятника, я обратилась в Музей истории Гомеля, где узнала достаточно интересные факты.
…В неспокойном 1918 году в здании (уже в те времена немаленьком) открылся Клуб железнодорожников. Размах впечатлял: чего стоят только театрально-концертный зал на 903 места и малый зал на 200 мест! А еще на этих площадях разместились библиотека, кинозал, кинотеатр, комнаты для занятий коллективов художественной самодеятельности и кружковой работы. Что интересно, Дворец пользовался большой популярностью: здесь действовали народные университеты, любительские клубы, клубы по интересам, а также работали 39 детских и взрослых самодеятельных коллективов и кружков технического творчества.
Музыку к постановкам Театра рабочей молодежи писали композиторы Алексей Туренков и Григорий Пукст. Детским оркестром и хором из 170 человек руководили К. Корнилов и Григорий Пукст, танцевальным коллективом, созданным в 1936 году, – Александр Рыбальченко, ставший впоследствии народным артистом БССР. Кстати, балетмейстер Рыбальченко создал здесь первый в Беларуси ансамбль песни и пляски, который в 1960 году получил звание «народный».
Привычные контуры здание обрело в 1928 – 1930 годах, когда был воплощен проект архитектора А. Кириллова. Стоит отметить, что клубные здания, ориентированные на общение как основной принцип клубной жизни, вместе с новыми типами социального жилища (например, такого, как гомельский Дом коммуны архитектора Станислава Шабуневского) занимали ведущее место в реализации градостроительных принципов того времени, а также в формировании новых общественных отношений и эстетических вкусов. При помощи архитектуры стремились соединить художественные и социальные тенденции той поры. Как вспоминал архитектор К. Мельников: «Здания клубов проектировались мной не просто как здания, я создавал проект будущего счастья, проект архитектуры великого подъема строительства новой жизни».
К сожалению, Великая Отечественная война, оставляя после себя не только разрушенные семьи, жизни, мечты и надежды, но и превращая города в руины, безжалостно уничтожала все на своем пути. Частично разрушенное здание Дворца было восстановлено только в 1950 году архитектором Игорем Пестряковым. Тогда были изменены оформления фасадов и главного входа, частично – внутренняя планировка. Дворец стал состоять из трех четко выделенных по функциональному назначению объемов: театрально-концертного зала с вспомогательными помещениями, клубной части и кинотеатра. Неудивительно, что в композиции доминировал театрально-концертный зал, ведь он выступал как основная плоскость фасада. Главный вход, выделяясь классицистическим портиком, завершался фронтоном. Интерьер был решен в голубовато-белой гамме с колоннадой боковых галерей. Вход в трехэтажный угловой объем клубной части был украшен ионическими колоннами, внутри – коридорная планировка. На первом этаже была библиотека, на втором и третьем – административно-хозяйственные помещения и комнаты для кружковой работы. Двухэтажный кинотеатр соединялся с клубной частью крытым переходом на уровне второго этажа. Главный фасад завершался ступенчатым аттиком.
…Остаются считаные месяцы до торжественного открытия Дворца. Здание преображается буквально не по дням, а по часам. И так хочется, чтобы современные технологии не уничтожили тот дух искусства и творчества, которым были пропитаны массивные стены, а Дворец по праву занял подобающее место в истории Гомеля. Ведь еще Гоголь сказал: «Архитектура – летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания».
Елена ЗАЙЦЕВА |
|